корейское искусство КИ-ХАБТАНГУН - Занятия в оздоровительной группе





 -
 III















группа ТАНГУН - семинары
работа с огнем
Огонь
медитация
Медитация
огненные шоу
Искусство Древнего Востока

Коучинговый подход в обучении восточным практикам и боевым искусствам

Вступление

Каждый, кто когда-либо занимался боевыми искусствами или каким-либо видом спорта знает, что бывают дни, когда выходя на ринг, всё получается не правильно, ошибка следует за ошибкой, … хотя ещё вчера всё было по-другому, все движения и удары получались правильно и гармонично, но сегодня … игрок сталкивается с ситуацией, когда у него есть 2 противника: один - на ринге, а второй - внутренний, находящийся внутри его собственной головы. Причем, как правило, победить внутреннего противника гораздо сложнее. А не победив его, выиграть состязание невозможно…
Дело в том, что внутри человека содержится как бы несколько частей личности, несколько Я, которые ведут непрерывный внутренний диалог. Если этот диалог возникает во время игры, то появляется внутренний оппонент, и игрок кроме внешней игры ведёт ещё и внутреннюю.

Тимоти Голви, гарвардский преподаватель и эксперт игры в теннис, задал себе вопрос: "А необходим ли вообще этот внутренний диалог? Помогает он или мешает?" При опросе многих известных спортсменов, победителей соревнований выяснилось, что во время игры они не думают ни о чём особенном. Они говорили, что их ум спокоен и сосредоточен. О самом состязании они думали до и после него.
Тим Голви вспомнил также, что когда он играет на корте очень хорошо, то не пытается контролировать свои удары командами или оценками.
И в этом случае на корте всё происходит очень просто: "Я ясно вижу мяч, выбираю место удара, и дальше всё происходит само собой. Удары становятся более контролируемыми и чёткими в те моменты, когда я не пытаюсь их контролировать…"

И тогда Голви начал экспериментировать со своими учениками. Специальными вопросами и инструкциями он переключал внимание обучающихся, стараясь "выключить" внутри них голос, дающий оценку их действиям… В дальнейшем этот метод был им развит и получил название коучинга.
А ещё через некоторое время Голви перенёс его в другие сферы обучения и жизни: бизнес, личную жизнь,… Сейчас коучингом называют метод обучения, при котором инструктор (учитель, тренер) не даёт инструкций. Этот метод позволяет существенно ускорить процесс обучения и увеличить эффективность игрока.
Коучинг - это также вид консультирования, при котором создаётся особый вид взаимоотношений между коучем и клиентом, основанный на доверии.
При этом коуч не учит клиента тому, что надо делать и не даёт ему никаких инструкций, но создаёт обстановку коучинга, способствующую нахождению самим клиентом ответов на его собственные вопросы, помогает увидеть проблемную ситуацию в другом ракурсе, помогает клиенту включить воображение и найти эффективные способы решения задач, … и вдохновляет его. Т.е. коучинг - это способ научения клиента находить оптимальное решение и решать любые задачи, это способ обучения, при котором ученик (клиент) сам ставит задачу и сам решает её.

Коучинговый подход в обучении восточным практикам и боевым искусствам.

Коучинговый подход при обучении любым видам единоборств предполагает соблюдение нескольких основных правил. При этом инструктору не обязательно получать специальное коучинговое образование, хотя это, без сомнения, увеличит его эффективность как учителя. Вот эти положения и правила:

1. Необходимо придерживаться системы неоценочного осознания.

Если присутствует оценка - то, как правило, отсутствует осознание. Если нет осознания, то, как правило, имеет место оценочное восприятие и вынесение суждений.

Пример - йога.
Ученик старается выполнить асану в группе на занятии йогой. Он выполняет последовательность действий, но не может выполнить асану правильно. В голове возникает куча мыслей: "как же так, вчера я это делал, всё получилось, … вокруг меня все уже вошли в асану и выполняют её … что со мной такое сегодня …" При этом он пытается выполнить асану через силу, прикладывая ничем не оправданные усилия и испытывая дискомфорт. И всё равно ничего не выходит.
При коучинговом подходе к обучению йоге инструктор (учитель йоги) может сказать: "Сейчас будем выполнять такую-то асану. Сначала выпрямите позвоночник, затем …" и инструкциями добиться того, чтобы ученики сконцентрировались на ощущении и восприятии своего тела. При этом оценка будет отсутствовать автоматически. Если направить внимание на какую-либо часть тела и просто наблюдать и параллельно отслеживать дыхание, то будет происходить автоматическое расслабление всех мышц и мягкое вхождение в асану. Дополнительно можно сказать, чтобы ученики закрыли глаза и сконцентрировали внимание на точке третьего глаза или на той части тела, которая испытывает дискомфорт и наблюдали именно эту часть тела. И через некоторое время попросить дополнительно, чтобы ученики постарались описать (сами себе, проговаривая внутри себя) свои ощущения, каким именно образом они ощущают напряжение (или дискомфорт), описать его; и продолжать наблюдать дальше, не забывая медленно и глубоко дышать и концентрироваться одновременно на дыхании и точке третьего глаза.
Асана - это не статическое упражнение. В асане присутствует динамика, мышцы постепенно вытягиваются, и асана становится всё более совершенной. Т.е. присутствует элемент движения. Когда осознание сфокусировано на движении, дискомфорт и соответствующая неэффективность в движении уменьшаются и вскоре устраняются. Это применимо к любым видам восточных практик. Итак, необходимо удерживать в фокусе внимания само действие, отслеживая все нюансы его выполнения. Через некоторое время ученики запомнят эту технологию и смогут направлять своё внимание на выполняемое действие самостоятельно.

2. Доверие ученика к себе

Учитель и ученик должны доверять естественному процессу обучения. Т.е учитель (инструктор) не должен высказывать корректирующего суждения, когда замечает ошибку в действии (например, в движении) ученика. Для ученика это означает независимость от технических инструкций при отработке движения.

Пример - тай-чи.
Ученик обучается выполнять сложное движение для обхода противника. Учитель не должен высказывать суждений, ему следует набраться терпения и, направив внимание ученика на само движение, дождаться, чтобы ученик выполнил всю цепочку движений самостоятельно и естественным для себя образом.
В этом случае обучение происходит со своей собственной скоростью, и оно становится гораздо более элегантным и эффективным, нежели при жёстком командно-административном методе: "шаг левой, теперь поворот и ещё один шаг…". Когда ученик видит, что постоянное улучшение техники движения происходит без указаний "следует делать так" или "так делать не следует", его доверие к себе укрепляется и запускаются внутренние механизмы обучения. Вспомните, маленькие дети обучаются ходить без инструкций взрослых, и обучаются этому хорошо и максимально быстро.

3. Выбор и обязательство

Учитель должен предоставить права выбора тому, кто выбирает. Лошадь можно загнать в воду, но заставить её пить воду невозможно.

Пример - борьба.
Можно заставить ученика наблюдать за движением противника, но если он не захочет войти с ним в тесный контакт, выполнить захват и выполнить бросок, у него не будут развиваться навыки борьбы.

Ясность желаемого результата очень важна для работы осознания. Ученик должен выбирать результат сам. Тогда он будет принимать ответственность за свои действия. Если ученик приходит к учителю и просит научить его, то учитель может подумать, что главный в процессе обучения - он. И тогда он будет "выписывать рецепты что делать и как" Если предоставить право выбора ученику - то обучение будет происходить в самом ученике. Тогда ученик осуществляет выбор в отношении того, чему он учится. А учитель отвечает за качество внешней среды, в которой это обучение происходит.
Пример. Учитель спрашивает ученика: "Что надо улучшить или исправить, какой бросок или какое движение отточить, улучшить?" И тогда ученик сам делает выбор в отношении того, над чем он работает, и он сам берёт обязательство и затем сам его выполняет. Учитель должен сделать цель максимально ясной и обнаружить скрытую мотивацию для достижения этой цели. Когда ученик чувствует, что получает больше возможностей контролировать себя, то его естественной реакцией становится брать на себя больше обязательств. … Любой человек, как правило, стремится выполнить все обязательства, которые он берёт на себя добровольно.

Если обучение происходит на основе этих 3 принципов, то оно никогда не превратится в простое зазубривание и останется навыком навсегда.

Насколько этот подход похож на подход к обучению восточных мастеров? Мне кажется, что именно так на Востоке и происходило обучение в монастырях и закрытых школах. И коучинг - это просто заново сформулированная забытая древняя технология обучения.
В завершение хочу сказать, что технология обучения коучинга применима ко всем областям жизни и деятельности человека. По сути, в системе взаимоотношений учитель-ученик, коучинг - это способ взаимодействия и научения … это мировоззрение.

статью подготовил Дмитрий Волков,
издательство 'Йога Экс-Пресс',
http://www.yxp.ru

Рекомендуемые книги по коучингу:

Тим Голви, Внутренняя игра
Тим Голви, Работа как внутренняя игра
Джон Уитмор, Коучинг высокой эффективности

Книги по коучингу можно заказать на сайте Издательства Йога Экс-Пресс www.yxp.ru

Поделиться с друзьями:
Нравится

При использовании материалов ссылка на сайт группы Тангун © обязательна

главная страница | история |  выступления | литература | занятия ки-хаб
Написать письмо